среда, 6 мая 2015 г.

Anekdoten "Until All The Ghosts Are Gone" (2015)

Апрель в этом году стал месяцем «неожиданных возвращений» – в смысле долгожданных публикаций новых программных альбомных работ от тех грандов современной рок-сцены, кто в силу им одним известных обстоятельств предпочел на время отойти от дел и взять паузу, дабы осмыслить происходящее в музыке и свое место в ней. Новый альбом “Until All The Ghosts Are Gone” легендарной шведской прог-группы ANEKDOTEN – одно из таких «возвращений».

Anekdoten

История ANEKDOTEN началась в 1990 году в Стокгольме, когда гитарист Nicklas Berg и бас-гитарист Jan Erik Liljeström учредили рок-группу KING EDWARD, специализировавшуюся на интерпретации наследия незабвенных King Crimson. Полноправными участниками коллектива вскоре стали барабанщик Peter Nordin и клавишница Anna Sofi Dahlberg. В 1991-ом название было изменено на ANEKDOTEN, группа подготовила два демо с авторскими композициями, а весной 1993-ого на учрежденном музыкантами лейбле Virta выпустила свой дебютный альбом “Vemod”. С того времени все их программные альбомы – “Nucleus” (1995), “From Within” (1999), “Gravity” (2003) и “A Time Of Day” (2005) – пользовались неизменным успехом у публики, неоднократно переиздавались (согласно официальной статистике группа продала более 85 тыс. дисков) и на настоящий момент являются «золотым фондом» скандинавского и мирового «прогрессивного рока». Немалой популярностью пользуются концертные релизы группы – “Live EP” (1997), двойной альбом “Official Bootleg: Live In Japan” (1998) и “Waking The Dead: Live In Japan” (2005); а также альбомы сайд-групп MORTE MACABRE (Nicklas Berg и Peter Nordins с коллегами из группы LANDBERK – бас-гитаристом Stefan Dimle и гитаристом Reine Fiske) и MY BROTHER THE WIND (Nicklas Berg с гитаристом Mathias Danielsson из MAKAJODAMA, басистом Ronny Eriksson и барабанщиком Tomas Eriksson – оба из MAGNOLIA). Последним до недавнего времени релизом ANEKDOTEN был выпущенный в 2009 году двойной компиляционный альбом “Chapters”.

Anekdoten

И вот, долгожданный новый студийный альбом, на создание которого у квартета Nicklas Barker (гитары, меллотрон, орган, голос), Anna Sofi Dahlberg (меллотрон, орган, родес), Jan Erik Liljeström (бас, голос) и Peter Nordins (ударные, перкуссия) ушло почти десять лет. Автор всей музыки – Nicklas Barker; лирики – Jan Erik Liljeström. Шесть новых композиций (46 минут звучания) записывались в нескольких студиях при участии: клавишника Per Wiberg (экс- OPETH, SPIRITUAL BEGGARS, KAMCHATKA и др.), саксофониста и флейтиста Theo Travis (SOFT MACHINE LEGACY, TRAVIS & FRIPP и др.), гитариста Marty Willson-Piper (экс- THE CHURCH, MOAT) и саксофонист Gustav Nygren (NEW ROSE). Как написал на одном форуме кто-то из меломанов, «альбом можно брать лишь за один список гостей». Что ж, я, признаться, альбом приобрел бы просто по причине того, что ANEKDOTEN из тех групп, к записям которых я могу вернуться и через пару-тройку лет, послушать их не без удовольствия и ностальгии, открыть для себя ранее не услышанные нюансы… или, напротив, разочароваться и удивиться тому, что когда-то эта музыка вызывала несравненно более сильные эмоции… Но в любом случае, диски приобретаются в первую очередь для того, чтобы слушать музыку. Чем, не мешкая, и предлагаю заняться…



Прежде всего, “Until All The Ghosts Are Gone” – очень красивый «возрастной» мелодично-песенный альбом. Изумительно выверенный, наполненный узнаваемыми волшебными созвучиями ANEKDOTEN, гармоничный, пластичный, раздумчивый, умиротворенный и очень лиричный. Сама манера, в которой квартет исполняет свою музыку и лирику, всегда затягивала, заставляла приостановиться, отвлечься от будничного, прислушаться, задуматься… Меллотрон-гитарно-органная сказка для взрослых, причудливая выразительность создаваемых образов – все это сохранилось. И все же они стали другими – у рассказчиков изменилось ощущение времени и пространства. А могло бы быть иначе?

Anekdoten, 1994
Наверное, да. Если бы музыканты решили, что настал момент вернуться назад в 90-е и, как в молодости, обратиться к ретроспективным, грозно диссонирующим хэви-риффам – то, чего до сих пор от коллектива ждут многие поклонники. В коммерческом смысле подобный шаг был бы, пожалуй, оправдан – учитывая крепнущую востребованность на современном музыкальном рынке любого «ретродельного» продукта, отсылающего к музыке 60-70х. Но, похоже, всему прочему авторы предпочитают необратимость своего сугубо индивидуального движения-взросления и достаточно ясно дают слушателю понять: «Спустя десять лет мы снова здесь с вами. Но не для того, чтобы дразнить призраков нашей молодости. И не для того, чтобы открывать перед вами невиданные ранее дали. Нам просто есть, чем поделиться – тем, что накопилось за последние десять лет».

Anna Sofi Dahlberg of Anekdoten, 1993
Дифференцировать новые вещи группы по критерию наличия в них «элементов хэви- или дарк-прога», как и делить альбом на отдельные композиции, мне представляется занятием абсолютно бессмысленным. Настроение и образность “Until All The Ghosts Are Gone” в полной мере могут передаться и раскрыться только в альбомном единстве всех композиций. Фокусируясь же на каких-то отдельных номерах или специфических аспектах музыки, слушатель весьма рискует пожертвовать общим в угоду частному. Замечу, что мое суждение изложено отнюдь не по итогам одного-двух прослушиваний. Переносить свои впечатления в «много букв» я не торопился, потому что впечатления эти складывались отнюдь не однозначно и скоро. И даже сейчас – безусловно, рекомендуя этот альбом всем истинным гурманам – я не готов с уверенностью сказать, что нынешние ANEKDOTEN уже стали для меня «открытой книгой».

Слушать/скачивать на Bandcamp | ANEKDOTEN на Facebook

1 комментарий:

  1. Уже с первой композиции возникает вопрос: «Что случилось?»; нет прежнего безысходно мрачного настроения, лиричность, разнообразие и гармоничная смена темпов; симфо-концовка второй композиции даже вызывает умиление; третья композиция подтверждает «опасения» - это другая группа, с абсолютно другим мышлением, видением, звуком; последняя вещь – пиршество звуков; ответ на поставленный вопрос – вдумчивость, более философский подход, нет бездумного юношеского баханья по ревущим басам; прекрасный оригинальный прог-альбом, хотя и не без некоторого уклона в сторону «бородачей». Не для единичного прослушивания!
    NicKool

    ОтветитьУдалить