среда, 17 июня 2015 г.

Ghost Rhythms "Madeleine" (2015)

Ghost Rhythms

Самого пристального внимания заслуживает и новая работа французского ансамбля «новой композиционной музыки» GHOST RHYTHMS. Двойным CD-альбомом “Madeleine”, выпущенным в конце марта с.г. на собственном импринт-лейбле Laboratoire d'Exploration Musicale (LEM), этот достойный коллектив отмечает свое десятилетие.



Да, с тех пор как парижане клавишник Camille Petit и барабанщик Xavier Gélard решили организовать ансамбль GHOST RHYTHMS минуло уж десять лет. Сыграно немало концертов, записано и выпущено три восхитительных альбома: “Ghost Rhythms” (2007), “Sept Cercles” (2012) и “The Lady With The Monkey” (2014). Музыка для последнего альбома, правда, написана Camille Petit в одиночку, но исполняется она участниками ансамбля, включая и Xavier Gélard. Как ни странно, вопреки несомненным достижениям, GHOST RHYTHMS не упомянуты даже на страницах профильного ресурса “Prog Archives”, на глобальном виртаульном шоп-споте “Discogs” представлена лишь половина дискографии коллектива, а их музыка известна в основном узкому кругу ценителей-меломанов. Изменит ли ситуацию выход четвертого альбома “Madeleine”? Очень надеюсь, что изменит…

Ghost Rhythms
Поскольку “Madeleine”, вдохновленный и посвященный нетленному кинематографическому шедевру Альфреда Хичкока «Головокружение» (1958), – воистину бесподобен. Обращаю внимание читателей на то, что альбом не воспроизводит название хичкоковского триллера-детектива, но носит имя основного женского образа фильма – Мадлен Элстер (роль которой сыграла блистательная Ким Новак). Смотревшие «Головокружение» наверняка помнят, что Мадлен, как таковой, в фильме нет вообще: есть очень похожая на нее девушка Джуди Бартон, которую нанимают сыграть роль Мадлен Элстер, дабы уверить частного детектива Джона Фергюсона в безумии и в конечном самоубийстве героини… Впрочем, пересказывать сюжет киноленты не буду. Просто отмечу, что призрачность образа Мадлен Элстер – ведь зритель так и не узнал, какой она была на самом деле, и может о том лишь догадываться – одна из основных художественных интриг фильма. И эта же «призрачность» образа Мадлен – точнее композиционно-музыкальное реконструирование образа героини – составляет главную интригу альбома, созданного GHOST RHYTHMS. Раскрывая «секрет» альбома, надеюсь на то, что знание драматургической фабулы позволит услышать инструментальную музыку “Madeleine” в несколько ином ключе.

Ghost Rhythms в студии: смотрят к/ф "Головокружение"
22 инструментальные композиции, размещенные на двух дисках (самая короткая пьеса длится всего 30 секунд, самая продолжительная – почти 16 минут) – это результат сотрудничества постоянного композиторского тандема Camille Petit и Xavier Gélard. Они же являются аранжировщиками альбома, в записи которого в общей сложности приняло участие 16 музыкантов: Camille Petit (клавишные, голос) и Xavier Gélard (ударные, гитара, голос), а также Guillaume Aventurin (гитара), Sarah Baroux (голос), Maxime Berton (сопрано-саксофон, флейта, бас-кларнет), Julien Bigorgne (флейта), Julien Blanchard (контрабас), Sonia Bricout (голос), Alexis Collin (аккордеон), Grégory Kosovski (бас), Morgan Lowenstein (перкуссия), Nadia Mejri-Chappelle (виолончель), Régis Pons (труба), David Rousselet (тенор-саксофон), Maxime Thiébaut (сопрано, альт и баритон-саксофоны) и Virginie Boulignat (скрипка).

Camille Petit of Ghost Rhythms
Авторы альбома говорят, что музыка для них – это способ «восприятия и осмысления времени». Или то, что открывает перед исполнителем и слушателем возможность выйти за рамки ограничений пространства и времени, переместиться куда угодно, стать кем угодно… не только испытать чужую радость и боль, но также освободиться от бремени собственных печалей и подарить тепло своей души окружающим… Что ж, плеяда французских композиторов нового времени, работающих в кинематографе – Bruno Coulais, Pascal Camelade, Alexandre Desplat, Yann Tiersen и др. – уже не в первом поколении очаровывают слушателей своим специфическим подходом к звукописанию образов окружающего мира. К заложенной ими традиции GHOST RHYTHMS добавляют свое понимание принципов джазового и рокового музицирования (Xavier Gélard в частности признается в увлечение музыкой Soft Machine, Magma, Steve Coleman, Bernard Herrmann, Genesis, Yes, Pink Floyd и др.) и создают уникальную модель своей «новой композиционной музыки» для кинематографа.

Xavier Geralrd of Ghost Rhythms
Уместить постоянно меняющуюся инструментальную музыку коллектива в рамки принятых музыковедческих жанрово-стилистических категорий – возможным не представляется. Поклонники джаза, камерного авангарда, фолк-фьюжн, кентербери-прога, пост-экспериментала, синематик-арта, популярной оркестрованной музыки и т.д. и т.п. – каждый наверняка услышит эту музыку по-своему и определит ее в индивидуально понятном ему психологическом и эстетическом коде. Но покоряет “Madeleine” вовсе не своим полистилизмом, а в первую очередь мелодизмом, нить которого ансамбль не теряет ни на секунду на протяжении более чем двухчасового повествования (продолжительность дисков 65 и 63 минуты), бесподобной легкостью и ажурностью исполнения, невероятным правдоподобием передаваемых эмоций и создаваемых образов. Изумительно! Ведь буквально каждая инструментальная пьеса альбома связана с образом конкретного персонажа или нескольких персонажей, а каждый ее фрагмент ассоциируется с конкретными ситуациями, в которых эти персонажи взаимодействуют, испытывая полную гамму чувств и эмоций – страх и тревога, очарование и влечение, растерянность и сомнения, боль потери и радость обретения, надежду…

Ghost Rhythms
Альбом “Madeleine” – это абсолютный шедевр, не побоюсь этого утверждения. Если угодно – исчерпывающее выражение самой сути современной инструментальной музыки, вне зависимости от ее атрибутивной жанрово-стилистической принадлежности. Может ли музыка быть понята, если не сопровождена прямым вербальным обращением к слушателю? Если этот вопрос для вас актуален, или вам по душе красивая инструментальная музыка с художественной интригой – слушайте и переслушивайте новый альбом GHOST RHYTHMS всенепременно! Браво, GHOST RHYTHMS!

P.S. Благодарю коллекционера Алексея Нестерова за то, что познакомил с творчеством Ghost Rhythms, и Xavier Gélard за предоставленный экземпляр альбома. P.P.S. Диски Ghost Rhythms теперь можно приобрести и через мэйл-ордер R.A.I.G.

Ghost Rhythms

Слушать/скачивать на Bandcamp | GHOST RHYTHMS на Facebook

3 комментария:

  1. Альбом классный, без сомнения. Действительно, вызывает недоумение тот факт, что группа относительно малоизвестна. Например, на Гнозисе указаны все три альбома, однако оценки (все высокие) выставлены только несколькими участниками. Для себя я открыл Ghost Rhythms, в общем то, случайно.

    Алексей

    ОтветитьУдалить
  2. Да, это красиво.
    Алла

    ОтветитьУдалить
  3. "Au bois il y a un oiseau, son chant vous arrête et vous fait rougir.
    Il y a une horologe qui ne sonne pas"

    ОтветитьУдалить