суббота, 3 марта 2018 г.

Edgar's Hair "Jonathan's Dive" (2017)

Завершу обзорную неделю заметкой о релизе, который вышел ещё в ноябре прошлого года, но должного резонанса среди поклонников интеллектуально-эзотерической рок-музыки всё ещё не получил (чему я весьма удивлён). Это дебютный альбом базирующегося в голландском Лейдене экспериментал-прогового рок-трио под названием EDGAR’S HAIR.

Edgar's Hair

В конце 2000 года на известном голландском независимом лейбле Suburban Records выходил альбом с подобным названием – группы под названием I$I$, создателями которой были братья Hans (гитара, вокал, клавишные и прочие инструменты) и Henny (бас-гитара) Brussee. Группа вскоре прекратила деятельность. Hans Brussee занялся продвижением своего нового проекта – группы под названием OAK. Однако году в 2010-ом братьев Brussee вновь потянуло на совместное музыкальное творчество – на это раз в компании с барабанщиком-мультиинструменталистом из Роттердама Leon van der Leer. Результатом тех сессия стала демо-запись, сделанная в студии SingSing в Метславиере. Собственно, с этого и началась группа EDGAR’S HAIR, в которой соединились таланты и энергии Hans Brussee и Leon van der Leer. Ну а место басиста со временем занял ещё один опытный музыкант из Роттердама – Leo Zwaan. В период с 2014 по 2016 год трио упомянутых художников музыки и звука в различных студиях и локациях Голландии и Чехии подготовило материалы, которые легли в основу 93-минутного альбома “Jonathan's Dive”.



Создателями музыки являются Hans Brussee (гитары, вокал, труба, ножной муг-синтезатор, ситар, металлофон, орган, терменвокс), Leon van der Leer (барабаны, перкуссия, ксилофон, бэк-вокал, ситар, муг-синтезаторы) и Leo Zwaan (бас, бэк-вокал). В отдельных номерах трио ассистируют: Mike de Leeuw (тибетский рог, гонги, табла, бэк-вокал), Florine и Rens de Graaf (скрипки), Marcus Graff (фортепиано), Odette van der Hoven и Milan Ciric (бэк-вокалы), а также семь персон обоих полов, разговаривающих по ходу альбома на разных языках народов мира (авторы специально подчёркивают, что ни сэмплов, ни лупов в текстурном оформлении музыки не использовалось). Выпущен альбом на средства авторов в форматах двойного винила, двойного компакт-диска и компакт-кассеты для эксклюзивного международного распространения через известную голландскую дистрибьюторскую компанию Clear Spot.

Edgar's Hair

“Jonathan's Dive” – это не просто эпический концептуальный альбом с драматургической фабулой. Это в буквальном смысле аудио-музыкальная экранизация (с сохранением структуры литературного оригинала) культового бестселлера американского писателя Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (первая публикация 1970г.; дополнена автором четвёртой частью в 2014г.). Повествуя о чайке, учившейся жизни и искусству полёта, эта повесть-притча почитается миллионами людей во всём мире как манифест безграничной духовной свободы, поэтический призыв к самосовершенствованию и самопожертвованию (сам автор утверждал, что повесть написана под впечатлением реальных полётов пилота Джона Ливингстона с 1920 по 1930 гг.). К слову, в 1974-ом книга была экранизирована; саундтрек к фильму написал Neil Diamond. Однако, судя по музыке, EDGAR’S HAIR чувствуют и понимают произведение Ричарда Баха совсем иначе – если угодно, в более метафизическом, загадочном и смутно тревожном ключе. На передний план авторы выносят тему внутренней хрупкости и незащищённости личности перед вызовами жизни. Отсюда и названия четырёх частей альбома: “Awareness” («Осознание»), “Conflict” («Конфликт»), “Succeeding” («Успех») и “Emptiness” («Пустота»). Каждая часть (занимает сторону виниловой пластинки) состоит из двух-четырёх пьес различной продолжительности – в альбомной совокупности это 13 вокально-инструментальных номеров.

Edgar's Hair

Общая стилистика музыки однозначной классификации не поддаётся – условно я бы отнёс её в разряд экспериментал-прога, пост-джаза и нео-краут-психоделии, причём с очень чётко артикулированным иллюстративно-синематическим характером. Для большинства номеров части “Awareness” (их 3), вне зависимости от их хронометража, характерно очень неспешное композиционное развитие структурных элементов при глубоком погружении в синтезаторные манипуляции-исследования практически статичных и довольно сумрачных дрон-эмбиентных текстур с привлечением внушительного арсенала электрических и акустических инструментов – не только традиционно используемых в джазовой и рок-музыке (например, авторы особо подчёркивают роль в создании текстур аналогового синтезатора Moog Taurus, возможности которого, к слову, активно использовались и используются многими известными прог-группами, в том числе Genesis, Yes, Rush, Dream Theater), но и имеющих этно-фольклорное и сакрально-обрядовое происхождение. Оные опыты порой приводят к рождению весьма любопытных, в прямом смысле «пост-роковых» треков – например, “Vanished Into Empty Air”, который представляет собой настроенческий дрон-эмбиентный скейп, совмещённый с жалобно-тоскливым лирическим вокалом, который уподоблен стону-плачу одинокой чайки (сквозной образ альбома). В связи с этой частью напомню, что в буддистской традиции стадия «осознания» трактуется как непременное условие для перехода на новый уровень в путешествии к конечному «спасению».

Edgar's Hair

Тесно увязанные друг с другом композиции из сегмента под названием “Conflict” (4 композиции) являются, если угодно, самыми прогрессивно-развитыми в динамическом плане номерами. Открывающая эту часть оптимистично-бравурная песня “The New Sun Sparkled Gold” лично у меня отчасти вызывает ассоциации (вполне возможно, что это продуманный авторами ход) с легендарным общественно-философским эпиком “The Wall” группы Pink Floyd. Как, впрочем, и очередной иллюстративно-синематический скейп-эксперимент “Through Solid Air”. Ну а песни “The Gull Sees Farthest Who Flies Highest” и “Speed Of Life” неуловимо напоминают одновременно и Mogwai, и Sigur Ross, а также что-то из области моторик-краут и нойз-рок традиций. Субъективно я бы назвал “Conflict” самой насыщенной и во всех отношениях самой интересной частью альбома, демонстрирующей приверженность исполнителей к тщательному прописыванию мельчайших деталей музыкального контента и выстраиванию любопытных интроспективно-полистилистических аналогий.

Edgar's Hair

Третья часть “Succeeding” (тоже из 4 номеров) открывается ещё одним сольным номером Hans Brussee под названием “Banished To A Solitary Life On The Far Cliffs”. Это настроенческий дрон-эмбиентный скейп, без ритмического оформления и с узнаваемым жалобно-тоскливым лирическим вокалом (фактически близнец трека “Vanished Into Empty Air” из части “Awareness”). Из него неспешно вырисовываются смутные очертания трека “Floating Time” – красивой меланхоличной нео-психоделической пьесы «пост-пинкфлойдовского» толка с мужским-женским дуэт-вокалом. Вослед ему идёт титульный трек “Jonathan's Dive” – поначалу экспериментально-неоклассической номер с меланхоличным перебором фортепьяно и дрожащим эхо-вокалом (невольно вызывает аналогии с сольным творчеством Thom Yorke), но постепенно набирающий динамику и вес. Завершается третья часть тихой и таинственной абстрактно-настроенческой пост-джазовой скейп-импровизацией “The Messenger” в сольных монологах-откровениях трубы, фортепьяно и в россыпи акустических перкуссий вокруг неспешно свингующих ударных.

Edgar's Hair

Заключительная четвёртая часть “Emptiness” (из 2 номеров) – это новый виток разворачивающейся сюжетной спирали. Открывает её скоротечный моторно-грувовый трек “God's Plan”. Который неожиданно обрывается и уступает акустическое пространство 20-минутной 4-частной конструкции “Stratosphere”. Добрая половина времени звучания трека – это экспериментальный дрон-эмбиентный скейп, вдохновлённый японской, китайской и вьетнамской сакрально-духовной музыкой: часть первую Hans Brussee и Leon van der Leer исполняют вдвоём в «живом» режиме; вторую Leo Zwaan играет в компании только Marcus Graff и Mike de Leeuw (последний привносит в текстурную аранжировку мистические созвучия экзотических гонгов и «поющих чаш»); в третьей части трио объединяется, чтобы выстроить композиционно-ритмическую конструкцию на стыке «пост-пинкфлойдовской» арт-психоделии и моторного нео-краутрока (в этой части трио напоминает немецких мастеров Electric Orange); и венчающая альбом четвёртая часть – это непродолжительный ремикс композиции “Black Ocean” из части “Awareness”, но с добавлением нарратива на древнем языке бенгали. Спираль замыкается в кольцо – конец истории соединяется с её началом…

Edgar's Hair

Итак… «грандиозный и величественный» – лучших слов, чтобы описать альбом, который сделали EDGAR’S HAIR, я, наверное, не подберу. Мне даже сложно представить, сколько сил, чувств и знаний, вложили музыканты в его создание. Поклон и огромное уважение им за такой труд! Аудио-музыкальную экранизацию “Jonathan's Dive” слушать весьма непросто – не только по причине её высокой продолжительности и концептуального кросс-секционного полистилизма, но и в силу комплексной сложности драматургического построения, невероятного изобилия микро-нюансов электро-акустической панорамы, сильнейшей смысловой и эмоционально-аллегорической заряженности каждой отдельной части произведения. Альбом безусловно рекомендуется к приобретению и прослушиванию любому коллекционеру-собирателю инновационной рок-музыки! Однако не торопитесь слушать его «сходу» – выберите пару часов, когда вы сможете остаться с музыкой наедине, подготовьтесь к этой встрече, примите тот факт, что одной встречи вам едва ли будет достаточно… и дерзайте.

Edgar's Hair

Браво, Hans Brussee, Leon van der Leer и Leo Zwaan! Вы создали настоящий шедевр современной музыки!

Слушать/скачивать на Bandcamp | EDGAR’S HAIR на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий